ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА от 30.04.2008 по делу N А21-5732/2007
Добавить в закладки   Телефон для контактов:   (495) 64-911-65   (495) 649-41-49   763-90-66 Реклама на сайте
Навигация

Реклама

Юридический Центр

ВОПРОС ОТВЕТ
26.09.2010 01:22:01
ввоз продукции
23.09.2010 15:27:13
Вывоз валюты
13.09.2010 20:17:36
развод
13.09.2010 15:47:26
возмещение НДС

Реклама
 
 
Инкотермс Справочник Вопрос ответ Контакты

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА от 30.04.2008 по делу N А21-5732/2007

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА Таможенные режимы

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 апреля 2008 г. по делу N А21-5732/2007


Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Подвального И.О., судей Любченко И.С., Михайловской Е.А., при участии от Калининградской областной таможни Волкова Д.А. (доверенность от 04.04.08 N 12), от закрытого акционерного общества «Металлическая упаковка» Комарова А.А. (доверенность от 10.10.07), Витебского В.Г. (доверенность от 10.10.07), рассмотрев 28.04.08 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Калининградской областной таможни на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.01.08 по делу N А21-5732/2007 (судьи Савицкая И.Г., Лопато И.Б., Фокина Е.А.),


установил:


закрытое акционерное общество «Металлическая упаковка» (далее — общество, ЗАО) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об оспаривании решения Калининградской таможни (далее — таможня) об отказе в принятии грузовой таможенной декларации (далее — ГТД) N 10205090/130807/000, оформленного резолюцией от 27.08.07 на описи документов к указанной ГТД. В заявлении общество также просит суд признать заявителя «подпадающим под действие главы 8 Федерального закона от 10.01.06 N 16-ФЗ „Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“ (далее — Закон N 16-ФЗ).
Решением суда от 12.11.07 (судья Гурьева И.Л.) обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Постановлением апелляционной инстанции от 11.01.08 решение суда отменено, оспариваемое решение таможни признано незаконным. Суд обязал таможню принять к оформлению ГТД N 10205090/130807/000 с приложенными к ней документами в соответствии со статьей 132 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ). Суд также принял во внимание пояснение представителя общества о том, что требование о признании заявителя „подпадающим под действие главы 8 Закона N 16-ФЗ“ не является самостоятельным заявленным требованием. Восстановление нарушенных прав общества реализовано судом в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ).
В кассационной жалобе таможня просит отменить постановление от 11.01.08 и оставить в силе решение суда первой инстанции, поскольку, по ее мнению, апелляционный суд нарушил нормы материального и процессуального права — положения статей 2, 21, 50 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ), статьи 23 Закона N 16-ФЗ, статей 49 и 51 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), а также статьи 271 АПК РФ. Податель жалобы указывает на то, что Закон N 16-ФЗ является законодательным актом, регламентирующим специфические правоотношения субъектов хозяйственной деятельности и государственных органов, связанные с созданием Особой экономической зоны в Калининградской области, ее функционированием, изменением и прекращением действия специального правового режима этой зоны. Правом же применять таможенный режим свободной таможенной зоны в Калининградской области с особенностями переходного периода (глава 8 Закона N 16-ФЗ, в том числе оформлять продукты переработки товаров, ввезенных в соответствии с названным режимом, в особом порядке, с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов) обладают не все субъекты хозяйственной деятельности, а лишь юридические лица, государственная регистрация которых осуществлена в Калининградской области и которые на 01.04.06 осуществляли свою деятельность на основании Федерального закона от 22.01.96 N 13-ФЗ „Об Особой экономической зоне в Калининградской области“ (далее — Закон N 13-ФЗ; часть 1 статьи 23, часть 1 статьи 27 Закона N 16-ФЗ). Поскольку заявитель является правопреемником ранее осуществлявшего свою деятельность юридического лица, зарегистрированного в Калининградской области, создан (путем реорганизации в форме преобразования) только 23.10.06, не имел правоспособности и не мог осуществлять свою деятельность до 01.04.06, он не вправе применять таможенный режим свободной таможенной зоны в порядке переходных положений (глава 8 Закона N 16-ФЗ). В связи с этим оспариваемое решение таможни является законным, так как при подаче ГТД общество не представило таможенному органу документов, подтверждающих соответствующую льготу по уплате таможенных платежей (пункт 3 статьи 131 ТК РФ, пункт 2 статьи 132 ТК РФ).
В судебном заседании рассмотрение дела начато сначала в связи с заменой судьи применительно к пункту 2 части 2 статьи 18 АПК РФ. По ходатайству представителя таможенного органа и по факту исследования представленных им документов суд кассационной инстанции в порядке статьи 48 АПК РФ произвел замену Калининградской таможни на правопреемника — Калининградскую областную таможню связи с прекращением деятельности Калининградской таможни путем реорганизации в форме слияния; выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 01.04.2008 N 1112а). Представитель таможни поддержал доводы кассационной жалобы, а представители общества отклонили их.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, общество является правопреемником ООО „Металлическая упаковка“ (далее — ООО), которое зарегистрировано на территории Калининградской области 28.08.00 (свидетельство о государственной регистрации серии КД-ОКР N 3415; лист дела 81). ООО являлось участником особой экономической зоны, осуществляло свою деятельность на основании Закона N 13-ФЗ, занимаясь производством продуктов переработки (консервные банки и крышки) и используя соответствующий таможенный режим (статья 7 Закона N 13-ФЗ).
Заявитель как юридическое лицо создан 23.10.06 путем реорганизации в форме преобразования из ООО в ЗАО (свидетельство о государственной регистрации серии 39 N 001048281; лист дела 83). Согласно передаточному акту от 01.09.06 ООО передало, а ЗАО приняло все права, обязанности, обязательства и имущество реорганизуемого общества. ЗАО является универсальным правопреемником ООО (листы дела 84 — 85). По факту реорганизации заявитель продолжил производственную деятельность правопредшественника, не изменив соответствующего профиля.
С 01.04.06 таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области, — таможенный режим, при котором иностранные товары ввозятся на территорию Калининградской области и используются на этой территории без уплаты таможенных пошлин и налогов, применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, с учетом особенностей, устанавливаемых Законом N 16-ФЗ (часть 1 статьи 9, часть 1 статьи 27 Закона N 16-ФЗ).
Завершение таможенного режима свободной таможенной зоны, применяемого в Калининградской области, регламентировано положениями статьи 13 Закона N 16-ФЗ. Особенности применения ставок таможенных пошлин в отношении продуктов переработки закреплены в статье 14 Закона N 16-ФЗ.
Вместе с тем согласно части 1 статьи 23 Закона N 16-ФЗ юридические лица, государственная регистрация которых осуществлена в Калининградской области и которые на день вступления в силу настоящего Федерального закона осуществляют свою деятельность на основании Федерального закона от 22 января 1996 года N 13-ФЗ „Об Особой экономической зоне в Калининградской области“, могут применять таможенный режим свободной таможенной зоны в порядке, определяемом главой 3 Закона N 16-ФЗ, с особенностями, установленными главой 8 Закона N 16-ФЗ („Переходные положения“, статьи 23 — 24 Закона N 16-ФЗ).
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 23 Закона N 16-ФЗ при выпуске для свободного обращения продуктов переработки товаров, ввезенных в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны, таможенные пошлины и налоги не уплачиваются, если товары соответствуют критериям переработки, установленным статьей 24 Закона N 16-ФЗ. При вывозе с территории Особой экономической зоны продуктов переработки товаров, ввезенных в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны, вывозные таможенные пошлины не уплачиваются, если выполняются условия, установленные статьей 24 Закона N 16-ФЗ.
В статье 24 Закона N 16-ФЗ определены критерии достаточной переработки, относительно которых в данном случае спор отсутствует.
13.08.07 общество как отправитель и декларант подало в таможню ГТД N 10205090/130807/000 для оформления товара (банка металлическая со сварным продольным швом, N 6, лакированная) как продуктов переработки с целью его вывоза на остальную территорию Российской Федерации и с учетом льгот, установленных статьей 23 Закона N 16-ФЗ. Таможенный орган 27.08.07 отказал заявителю в принятии ГТД в связи с непредставлением декларантом документов, предусмотренных пунктом 3 статьи 131 ТК РФ, со ссылкой на пункт 2 статьи 132 ТК РФ и статью 23 Закона N 16-ФЗ. Соответствующая запись совершена должностным лицом таможни на описи документов к спорной ГТД (лист дела 9). Отказ обусловлен тем, что заявитель не относится к лицам, указанным в части 1 статьи 23 Закона N 16-ФЗ.
В силу пункта 3 статьи 131 ТК РФ, если декларант претендует на получение льгот по уплате таможенных платежей, в том числе при заявлении таможенного режима, предусматривающего полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, на неприменение к товарам запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, либо на уменьшение налоговой базы, декларант обязан представить в таможенный орган документы, подтверждающие соответствующие заявленные условия.
Согласно пункту 2 статьи 132 ТК РФ поданная таможенная декларация принимается таможенным органом в день ее получения, за исключением случаев, если:
таможенная декларация подана в таможенный орган, не правомочный принимать таможенные декларации;
таможенная декларация подается ненадлежащим лицом;
в таможенной декларации не указаны необходимые сведения (статья 124 ТК РФ);
таможенная декларация не подписана либо не удостоверена надлежащим образом или составлена не по установленной форме;
при подаче таможенной декларации не представлены документы, необходимые для таможенного оформления, за исключением документов, которые могут быть представлены после принятия таможенной декларации в соответствии с пунктом 5 статьи 131 ТК РФ;
в отношении декларируемых товаров не совершены действия, которые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации должны совершаться до подачи или одновременно с подачей таможенной декларации. Факт неуплаты таможенных пошлин, налогов на момент подачи таможенной декларации не является основанием для отказа в принятии таможенной декларации.
Не согласившись с отказом таможни в принятии ГТД, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением (листы дела 3 — 6).
Суд первой инстанции отказал обществу в удовлетворении заявления, согласившись с правовой позицией таможни. При этом суд буквально истолковал часть 1 статьи 23 Закона N 16-ФЗ, применил пункт 3 статьи 2 ГК РФ и указал, что ни Таможенный кодекс Российской Федерации, ни Закон N 16-ФЗ не содержат нормы, предусматривающей возможность правопреемства в отношении применения таможенного режима свободной таможенной зоны.
Апелляционная коллегия признала такую правовую позицию ошибочной, применила положения статьи 3 ТК РФ, статьи 50 НК РФ, указав на отсутствие у таможни правовых оснований для отказа в принятии ГТД по факту непредставления декларантом документов, подтверждающих право на применение льготы, предусмотренной статьей 23 Закона N 16-ФЗ. В то же время суд установил, что при подаче ГТД общество представило все необходимые документы, предусмотренные пунктом 2 статьи 131 ТК РФ, что таможней не оспаривается.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения. Выводы апелляционного суда отвечают нормам материального и процессуального права, основаны на правильном систематическом толковании положений таможенного, налогового и гражданского законодательства.
В силу пункта 2 статьи 155 ТК РФ таможенный режим свободной таможенной зоны (свободного склада) устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим правоотношения по установлению и применению таможенного режима свободной таможенной зоны (свободного склада).
В Таможенном кодексе Российской Федерации и Законе N 16-ФЗ не закреплены правила, в соответствии с которыми может решаться вопрос о переходе права участника таможенных правоотношений на рассматриваемую льготу. Вместе с тем специальные правила Закона N 16-ФЗ не устанавливают прямого (специального) запрета на переход соответствующего права к правопреемнику по факту реорганизации.
В то же время согласно пункту 1 статьи 3 ТК РФ при регулировании отношений по установлению, введению и взиманию таможенных платежей таможенное законодательство Российской Федерации применяется в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В отношениях, возникающих в связи с взиманием налогов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации, используются понятия, определенные Таможенным кодексом Российской Федерации, а в части, не урегулированной им, — Налоговым кодексом Российской Федерации (пункт 4 статьи 11 НК РФ).
Понятия, не указанные в пункте 1 статьи 11 ТК РФ, употребляются в Таможенном кодексе Российской Федерации в значениях, определенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, гражданским законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях и иным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 11 ТК РФ).
Согласно пункту 5 статьи 58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Пунктом 2 статьи 50 НК РФ предусмотрено, что правопреемник реорганизованного юридического лица при исполнении обязанностей, возложенных на него статьей 50 НК РФ, по уплате налогов и сборов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации для налогоплательщиков.
Таким образом, в случае реорганизации юридического лица происходит универсальное правопреемство, в силу которого к вновь возникшему юридическому лицу переходит весь комплекс прав и обязанностей в полном объеме, в том числе и права, связанные с налогообложением реорганизованного юридического лица.
Действующие в спорном периоде положения статьи 16-ФЗ как специальные нормы учетом их содержания и толкования в системном единстве с иными приведенными нормативными положениями) не могут рассматриваться как блокирующие общие нормы права, регулирующие отношения в связи с правопреемством юридических лиц и устанавливающие правовые последствия такого правопреемства. Заявитель как правопреемник соответствует установленному Законом N 16-ФЗ территориальному (зональному) критерию, имеет статус субъекта, зарегистрированного в Калининградской области, продолжает заниматься правомерной (полезной для общества) хозяйственной деятельностью, которой ранее занималось ООО, обеспечивает рабочие места, в связи с чем вправе претендовать на льготу переходного периода как значимую гарантию стабильности целого комплекса отношений, охраняемых законом.
В данном случае правовая позиция таможенного органа и суда первой инстанции основана на неверном толковании норм материального права. В связи с этим доводы жалобы подлежат отклонению.
Процессуальных оснований для изменения либо отмены обжалуемого постановления не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа


постановил:


постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.01.08 по делу N А21-5732/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Калининградской областной таможни — без удовлетворения.


Председательствующий
И.О.ПОДВАЛЬНЫЙ

Судьи
И.С.ЛЮБЧЕНКО
Е.А.МИХАЙЛОВСКАЯ

21.10.2008

НОВОСТИ
20.08.2009 11:32:14
Повышенные импортные пошлины на иномарки рекомендовано продлить до 1 июня 2010 года

Правительственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике, возглавляемая первым вице-премьером России Виктором Зубковым, рекомендовала продлить повышенные импортные пошлины на иномарки еще на девять месяцев — до 1 июня 2010 года, говорится в сообщении правительства по итогам заседания комиссии.

20.08.2009 11:29:02
В Москву прибывает литовская делегация для решения вопросов по запрету ввоза сыров

Сегодня в Москву прибывает литовская делегация. Цель — добиться разрешения вопросов, связанных с запретом въезда литовских грузовиков на территорию России и ограничений для сыроделов. С начала этой недели Россельхознадзор поставил барьер для продукции четырех литовских молокозаводов. Причина — нарушение норм регламента.

20.08.2009 11:24:16
Таможенные пошлины на импортную обувь могут резко вырасти

Министерство промышленности и торговли решило обуть страну в отечественный товар. Ведомство хочет резко повысить таможенные пошлины на импортную обувь.




СТАТЬИ
24.08.2010 09:33:08
Корректировка таможенной стоимости: судебный аспект
Последний мониторинг поступления доходов в федеральный бюджет показал, что 85,1% всех неналоговых поступлений в 2007 г. составляли таможенные платежи Более того, уже не только исследователями и экспертами, но и официально признается устойчивость тенденции доминирования таможенных пошлин и налогов в составе доходной части бюджета. Данная тенденция с учетом того, что налоговой базой для исчисления указанных категорий является таможенная стоимость товаров и (или) их количество, позволяет сделать вывод, что надлежащее определение таможенной стоимости является одним из ключевых факторов наполняемости бюджета.
23.08.2010 10:48:28
Привлечение к ответственности за недостоверное декларирование
Предприниматели, принимая участие в сфере внешнеэкономической деятельности, порой сталкиваются с проблемой правильного с точки зрения закона определения цифрового кода товара, перемещаемого через таможенную границу (или классификационного кода в соответствии с ТН ВЭД России). Данный цифровой код товара нужен при его декларировании и заполнении грузовой таможенной декларации, подача которой в соответствии со ст. 123 и 127 Таможенного кодекса РФ (далее — ТК РФ)  является обязанностью лица (декларанта, таможенного брокера), перемещающего товары или транспортные средства через таможенную границу, которое обязано подать таможенную декларацию и представить в таможенный орган необходимые документы и сведения.
23.08.2010 10:44:49
Контрабанда
Причинами роста контрабанды являются: неоправданно высокие ставки отдельных видов налогов и пошлин; низкий уровень налогового и таможенного контроля; коррумпированность правоохранительных и контролирующих органов; несоответствие уровня налоговых и таможенных ставок, а также экономической ситуации, низкий уровень благосостояния граждан, когда малообеспеченные люди, подгоняемые безысходностью, сознательно участвуют в нелегальном бизнесе.

Система управления сайтом Host CMS Яндекс цитирования