ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА от 01.07.2008 по делу N А21-7735/2006
Добавить в закладки   Телефон для контактов:   (495) 64-911-65   (495) 649-41-49   763-90-66 Реклама на сайте
Навигация

Реклама

Юридический Центр

ВОПРОС ОТВЕТ
26.09.2010 01:22:01
ввоз продукции
23.09.2010 15:27:13
Вывоз валюты
13.09.2010 20:17:36
развод
13.09.2010 15:47:26
возмещение НДС

Реклама
 
 
Инкотермс Справочник Вопрос ответ Контакты

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА от 01.07.2008 по делу N А21-7735/2006

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА Таможенные режимы

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 июля 2008 г. по делу N А21-7735/2006


Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Мунтян Л.Б., Подвального И.О., при участии от Калининградской областной таможни Шпаковой Н.Э. (доверенность от 04.04.2008), рассмотрев 01.07.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Калининградской областной таможни на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2008 по делу N А21-7735/2006 (судьи Лопато И.Б., Петренко Т.И., Савицкая И.Г.),


установил:


индивидуальный предприниматель Кононов Сергей Вадимович (далее — предприниматель) обратился в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Калининградской таможне (после реорганизации — Калининградская областная таможня; далее — таможня) о признании недействительными требования от 16.11.2006 N 10205000/161106/0000145 об уплате таможенных платежей и решения от 12.12.2006 N 10205000/121206/0000145 о взыскании денежных средств в бесспорном порядке учетом уточнения заявленных требований).
Определением суда от 30.01.2007 производство по делу было приостановлено до вступления в законную силу решения по делу N А21-6560/2006, определением от 23.07.2007 производство по делу возобновлено.
Решением суда первой инстанции от 15.11.2007 предпринимателю отказано в удовлетворении заявленных требований.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2008 решение суда отменено, оспариваемые требование и решение таможни признаны недействительными.
В кассационной жалобе таможня просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда, указывая на неправильное применение апелляционным судом норм материального права и несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы кассационной жалобы.
Предприниматель, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена без его участия.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что предприниматель, выступая в качестве декларанта и получателя, оформил по грузовым таможенным декларациям (далее — ГТД) N 02808/050900/0006030, 10205030/181203/0041731 в таможенном режиме свободной таможенной зоны в Калининградской области седельный тягач SCANIA R143/420 и полуприцеп ПАКТОН 3142D.
В нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 10.01.2006 N 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 16-ФЗ) предпринимателем 25.06.2006 указанные транспортные средства использовались при осуществлении международной перевозки по маршруту Литва (город Друскининкай) — Российская Федерация (город Иваново) без помещения их под действие другого таможенного режима.
Названное обстоятельство явилось основанием для направления таможней предпринимателю требования от 16.11.2006 N 10205000/161106/0000145 об уплате 1 392 030,17 руб. таможенных платежей и 76 260,05 руб. пени, рассчитанных за период с 26.06.2006 по 16.11.2006, со сроком исполнения до 08.12.2006.
В связи с неисполнением предпринимателем требования в установленный срок таможня на основании статьи 351 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) и статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) приняла решение от 12.12.2006 N 10205000/121206/0000145 о взыскании денежных средств с банковских счетов предпринимателя в бесспорном порядке.
Предприниматель обжаловал требование и решение таможенного органа в арбитражном суде.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, установив факт использования предпринимателем транспортных средств с нарушением закона. Руководствуясь пунктом 2 статьи 320 ТК РФ, суд признал правомерным направление таможней оспариваемого требования, а в связи с возвратом банком 11.01.2007 без исполнения решения таможни о взыскании денежных средств в бесспорном порядке — признал отсутствие нарушений прав и законных интересов предпринимателя этим решением.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда и удовлетворяя заявление предпринимателя в части признания недействительным требования об уплате таможенных платежей, исходил из того, что таможня, рассчитывая размер таможенных платежей на дату совершения правонарушения (25.06.2006), в нарушение пунктов 1 и 2 статьи 327 ТК РФ, использовала таможенную стоимость товаров, определенную на момент ввоза и помещения транспортных средств под таможенный режим свободной таможенной зоны. Кроме того, апелляционным судом сделан вывод об отсутствии в материалах дела сведений о наличии у предпринимателя объекта обложения таможенными сборами. Решение о взыскании денежных средств в бесспорном порядке признано апелляционным судом недействительным как не соответствующее пункту 3 статьи 348 ТК РФ и нарушающее права и законные интересы предпринимателя.
Кассационная инстанция считает, что обжалуемый судебный акт отмене не подлежит в связи со следующим.
В соответствии со статьей 156 ТК РФ ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и их вывоз с этой территории влекут за собой обязанность лиц поместить товары под один из таможенных режимов, предусмотренных подразделом Таможенные режимы ТК РФ, и соблюдать этот таможенный режим. Лицо вправе в любое время выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой в соответствии с названным Кодексом.
В статье 9 Закона N 16-ФЗ определено содержание таможенного режима свободной таможенной зоны, применяемого в Калининградской области, — это таможенный режим, при котором иностранные товары ввозятся на территорию Калининградской области и используются на этой территории без уплаты таможенных пошлин и налогов, применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, с учетом особенностей, устанавливаемых Законом N 16-ФЗ.
Названный таможенный режим действует в отношении иностранных товаров, ввозимых на территорию Калининградской области и используемых на этой территории юридическими лицами, государственная регистрация которых осуществлена в Калининградской области в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона N 16-ФЗ моторные транспортные средства для перевозки грузов, тягачи, прицепы, полуприцепы, тракторы, автобусы, морские и воздушные суда, железнодорожный подвижной состав, имеющие для таможенных целей статус иностранных товаров, ввезенные на территорию Калининградской области и помещенные под таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области, рассматриваются как транспортные средства для таможенных целей при осуществлении международных перевозок между территорией Калининградской области и территориями иностранных государств, а также перевозок товаров и пассажиров между территорией Калининградской области и остальной частью таможенной территории Российской Федерации при выполнении следующих условий:
1) транспортные средства зарегистрированы на территории Калининградской области;
2) транспортные средства принадлежат юридическим лицам, указанным в части 2 статьи 9 Закона N 16-ФЗ.
Действие положений статьи 15 Закона N 16-ФЗ в отношении моторных транспортных средств для перевозки грузов, тягачей, прицепов, полуприцепов, тракторов, автобусов, ввезенных на территорию Калининградской области и помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны до вступления в силу названного Закона, в течение трех лет со дня его вступления в силу распространяется также на случаи, если указанные транспортные средства принадлежат физическим лицам, государственная регистрация которых в качестве индивидуальных предпринимателей осуществлена в Калининградской области (часть 6 статьи 23 Закона N 16-ФЗ).
К таким предпринимателям относится и заявитель, государственная регистрация которого в качестве индивидуального предпринимателя осуществлена в Калининградской области 05.07.2000.
Из материалов дела следует, что в нарушение условий таможенного режима свободной таможенной зоны, применяемого в Калининградской области, принадлежащие предпринимателю транспортные средства в период действия Закона N 16-ФЗ использовались при осуществлении международной перевозки грузов по маршруту иностранное государство — остальная часть таможенной территории Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 327 ТК РФ в отношении товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации с нарушениями требований и условий, установленных настоящим Кодексом, и в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги, суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов исчисляются исходя из ставок таможенных пошлин, налогов, действующих на день пересечения таможенной границы, а если такой день установить невозможно — на день обнаружения таможенными органами таких товаров.
В рассматриваемом случае днем пересечения таможенной границы (факт, с которым законодательство связывает обязанность уплатить таможенные платежи) является 25.06.2006, когда спорные транспортные средства использовались при осуществлении международной перевозки без помещения их под действие другого таможенного режима.
В соответствии с пунктом 2 статьи 327 ТК РФ для целей исчисления таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации, в качестве налоговой базы используются таможенная стоимость товаров, их количество либо иные характеристики, используемые для определения налоговой базы, на день применения ставок таможенных пошлин, налогов в соответствии с пунктом 1 статьи 327 названного Кодекса.
Следовательно, при расчете размера таможенных платежей на дату совершения правонарушения таможня неправомерно, в нарушение пунктов 1 и 2 статьи 327 ТК РФ, использовала таможенную стоимость товаров, определенную на момент ввоза и помещения транспортных средств под таможенный режим свободной таможенной зоны.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о недействительности оспариваемого требования как содержащего суммы ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость, не обоснованные по размеру.
В соответствии с пунктом 1 статьи 357.4 ТК РФ для целей исчисления сумм таможенных сборов за таможенное оформление применяются ставки, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом.
В материалах дела отсутствует копия ГТД N 02808/050900/0006030, в связи с чем сумма таможенных сборов также не обоснована по размеру.
Согласно статье 2 НК РФ к отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ТК РФ при регулировании отношений по установлению, введению и взиманию таможенных платежей таможенное законодательство Российской Федерации применяется в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Порядок взыскания налогов, сборов, пеней и штрафов в принудительном порядке установлен статьями 46 и 47 НК РФ. При этом положения статьи 47 НК РФ, предусматривающей взыскание налога, сбора, а также пеней и штрафов за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации, индивидуального предпринимателя применяются также при взыскании налогов таможенными органами, но с учетом положений, установленных Таможенным кодексом Российской Федерации (пункт 10 статьи 47 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 348 ТК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги принудительно в порядке, определенном главой 32 ТК РФ. При этом принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с физических лиц производится в судебном порядке (пункт 3 статьи 348 ТК РФ).
Поскольку в данном случае законодательство не разграничивает понятия «физическое лицо» и «индивидуальный предприниматель», в отношении индивидуальных предпринимателей действующим законодательством установлен судебный порядок принудительного взыскания таможенных платежей.
Таможня приняла решение о взыскании денежных средств с банковских счетов предпринимателя в бесспорном порядке.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа, который принял оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственного органа не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании такого акта недействительным (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В данном случае апелляционный суд, оценив представленные доказательства в их совокупности, пришел к выводу о нарушении оспариваемым решением таможенного органа прав и охраняемых законом интересов предпринимателя, поскольку оно ограничивало последнего в свободном распоряжении денежными средствами и стабильном осуществлении финансово-хозяйственной деятельности.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа


постановил:


постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2008 по делу N А21-7735/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Калининградской областной таможни — без удовлетворения.


Председательствующий
О.А.АЛЕШКЕВИЧ

Судьи
Л.Б.МУНТЯН
И.О.ПОДВАЛЬНЫЙ

21.10.2008

НОВОСТИ
20.08.2009 11:32:14
Повышенные импортные пошлины на иномарки рекомендовано продлить до 1 июня 2010 года

Правительственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике, возглавляемая первым вице-премьером России Виктором Зубковым, рекомендовала продлить повышенные импортные пошлины на иномарки еще на девять месяцев — до 1 июня 2010 года, говорится в сообщении правительства по итогам заседания комиссии.

20.08.2009 11:29:02
В Москву прибывает литовская делегация для решения вопросов по запрету ввоза сыров

Сегодня в Москву прибывает литовская делегация. Цель — добиться разрешения вопросов, связанных с запретом въезда литовских грузовиков на территорию России и ограничений для сыроделов. С начала этой недели Россельхознадзор поставил барьер для продукции четырех литовских молокозаводов. Причина — нарушение норм регламента.

20.08.2009 11:24:16
Таможенные пошлины на импортную обувь могут резко вырасти

Министерство промышленности и торговли решило обуть страну в отечественный товар. Ведомство хочет резко повысить таможенные пошлины на импортную обувь.




СТАТЬИ
24.08.2010 09:33:08
Корректировка таможенной стоимости: судебный аспект
Последний мониторинг поступления доходов в федеральный бюджет показал, что 85,1% всех неналоговых поступлений в 2007 г. составляли таможенные платежи Более того, уже не только исследователями и экспертами, но и официально признается устойчивость тенденции доминирования таможенных пошлин и налогов в составе доходной части бюджета. Данная тенденция с учетом того, что налоговой базой для исчисления указанных категорий является таможенная стоимость товаров и (или) их количество, позволяет сделать вывод, что надлежащее определение таможенной стоимости является одним из ключевых факторов наполняемости бюджета.
23.08.2010 10:48:28
Привлечение к ответственности за недостоверное декларирование
Предприниматели, принимая участие в сфере внешнеэкономической деятельности, порой сталкиваются с проблемой правильного с точки зрения закона определения цифрового кода товара, перемещаемого через таможенную границу (или классификационного кода в соответствии с ТН ВЭД России). Данный цифровой код товара нужен при его декларировании и заполнении грузовой таможенной декларации, подача которой в соответствии со ст. 123 и 127 Таможенного кодекса РФ (далее — ТК РФ)  является обязанностью лица (декларанта, таможенного брокера), перемещающего товары или транспортные средства через таможенную границу, которое обязано подать таможенную декларацию и представить в таможенный орган необходимые документы и сведения.
23.08.2010 10:44:49
Контрабанда
Причинами роста контрабанды являются: неоправданно высокие ставки отдельных видов налогов и пошлин; низкий уровень налогового и таможенного контроля; коррумпированность правоохранительных и контролирующих органов; несоответствие уровня налоговых и таможенных ставок, а также экономической ситуации, низкий уровень благосостояния граждан, когда малообеспеченные люди, подгоняемые безысходностью, сознательно участвуют в нелегальном бизнесе.

Система управления сайтом Host CMS Яндекс цитирования