ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА от 30.06.2008 по делу N А56-46706/2007
Добавить в закладки   Телефон для контактов:   (495) 64-911-65   (495) 649-41-49   763-90-66 Реклама на сайте
Навигация

Реклама

Юридический Центр

ВОПРОС ОТВЕТ
26.09.2010 01:22:01
ввоз продукции
23.09.2010 15:27:13
Вывоз валюты
13.09.2010 20:17:36
развод
13.09.2010 15:47:26
возмещение НДС

Реклама
 
 
Инкотермс Справочник Вопрос ответ Контакты

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА от 30.06.2008 по делу N А56-46706/2007

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА Таможенные режимы

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июня 2008 г. по делу N А56-46706/2007


Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Боглачевой Е.В., Журавлевой О.Р., при участии от общества с ограниченной ответственностью «МегаАльянс» Прокопенко Е.А. (доверенность от 01.11.2007), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Санкт-Петербургу Кузьминской Т.В. (доверенность от 28.08.2007 N 17-01/30220), рассмотрев 30.06.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.12.2007 (судья Спецакова Т.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2008 (судьи Семиглазов В.А., Будылева М.В., Загараева Л.П.) по делу N А56-46706/2007,


установил:


общество с ограниченной ответственностью «МегаАльянс» (далее — общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Санкт-Петербургу (далее — инспекция) от 07.11.2007 N 06-05/39121 об отказе в возмещении 123 167 руб. налога на добавленную стоимость (далее — НДС).
Решением суда от 19.12.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 17.03.2008, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить принятые судебные акты и вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, налогоплательщик не имеет права на возмещение НДС, поскольку в главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) не установлена возможность применения налоговой ставки 0% при вывозе товаров в таможенном режиме реэкспорта.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель общества просил оставить судебные акты без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, инспекция по результатам камеральной проверки представленных обществом декларации по НДС за май 2007 года и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, приняла решение от 07.11.2007 N 06-05/39121, согласно которому посчитала необоснованным применение заявителем ставки 0% по операциям при реализации товаров (работ, услуг) в сумме 73 284 148 руб. и отказала в возмещении 123 167 руб. НДС, предъявленного в разделе 5 декларации «Расчет суммы налога по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0% по которым документально подтверждена».
Основанием для вынесения решения послужили выводы налогового органа о том, что общество в нарушение пункта 1 статьи 164 НК РФ неправомерно применило ставку 0% и налоговые вычеты по НДС в мае 2007 года, поскольку товар вывозился с территории Российской Федерации в таможенном режиме реэкспорта, а не экспорта.
Общество оспорило решение налогового органа в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные требования, исходя из того, что в законодательстве о налогах и сборах отсутствуют понятия «экспорт» и «реэкспорт», поэтому необходимо руководствоваться статьей 11 НК РФ. При этом толкование статей 156 и 239 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) дает основания считать, что вывоз товаров в таможенных режимах экспорта и реэкспорта имеют общие признаки, характерные для вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации без обязательства обратного ввоза. Следовательно, положения главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающие ставку 0% и возмещение налога по операции реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, распространяются и на вывоз (реализацию) товаров, помещенных под таможенный режим реэкспорта. В связи с этим в данном случае применимы положения статей 172 и 176 НК РФ о налоговых вычетах и возмещении налога.
Кассационная инстанция считает ошибочными данные выводы судов.
Из материалов дела видно, что в соответствии с дистрибьюторским договором от 10.03.2006, заключенным с компанией Samsung Electronics Overseas B.V., общество приобретало телефонные аппараты компании «Samsung» для целей их дальнейшей перепродажи розничным или оптовым покупателям.
Часть ввозимой партии товара в соответствии с пунктом 2 статьи 156 ТК РФ, оформленного в таможенном режиме реэкспорта, реализована фирме «ASTOR ALLIANCE LLP» по контракту от 10.04.2006 N 04-06 и вывезена с территории Российской Федерации без изменения примененного к товару таможенного режима реэкспорта.
Согласно договору от 05.05.2006 N 016/06 на транспортно-экспедиционное обслуживание, заключенному обществом с ООО «Альтранс-Эйр», последний обязуется оказать заказчику услуги, связанные с перевозкой груза, а заявитель — оплатить эти услуги на условиях договора.
В подпункте 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ предусмотрено, что налогообложение производится по налоговой ставке 0% при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной зоны, при условии представления в налоговый орган документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 156 ТК РФ ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и их вывоз с этой территории влекут за собой обязанность лиц поместить товары под один из таможенных режимов, предусмотренных подразделом 2 «Таможенные режимы» Раздела II «Таможенные процедуры» Таможенного кодекса Российской Федерации, и соблюдать этот таможенный режим.
В силу подпункта 22 пункта 1 статьи 11 ТК РФ таможенный режим — это таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории Российской Федерации либо за ее пределами.
В соответствии со статьей 165 ТК РФ экспорт — это таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, вывозятся с этой территории без обязательства об обратном ввозе.
В силу статьи 239 ТК РФ реэкспорт — это таможенный режим, при котором товары, ранее ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, вывозятся с этой территории без уплаты или с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Под таможенный режим экспорта могут быть помещены только товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, в то время как таможенный режим реэкспорта применяется лишь в отношении иностранных товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации.
Системное толкование указанных норм позволяет сделать вывод о том, что таможенные режимы экспорта и реэкспорта обладают самостоятельным экономическим и правовым содержанием, исключающим их произвольное применение и взаимозаменяемость, в том числе в целях главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 164 НК РФ в отношении реализации товаров, связанной с таможенными режимами экспорта, свободной таможенной зоны, перемещения припасов, установлены требования, при соблюдении которых налогообложение производится по налоговой ставке 0%. Реализация товаров, вывезенных в таможенном режиме реэкспорта, к числу операций, облагаемых налоговой ставкой 0%, статьей 164 НК РФ не отнесена.
Таким образом, выводы судов о возможности применения указанной нормы права к правоотношениям, связанным с вывозом товаров в таможенном режиме реэкспорта, а также о том, что понятия «экспорт» и «реэкспорт» для целей обложения НДС должны рассматриваться вне связи с соответствующим таможенным режимом, не соответствует положениям статьи 164 Кодекса. Суды в данном случае не учли различие в содержании и целевом назначении этих режимов, обусловленные таможенными характеристиками вывозимых товаров. На основании статей 165, 240 ТК РФ экспорт применяется в отношении товаров, находящихся на территории Российской Федерации в свободном обращении, а под таможенный режим реэкспорта помещаются иностранные товары, которые ввезены, но в свободное обращение не выпущены.
В отношении иностранных товаров, предназначенных для реализации по внешнеэкономической сделке, обществом изначально был заявлен таможенный режим реэкспорта, что предполагало необходимость завершения данного таможенного режима, а нахождение товаров под таможенным контролем до его завершения являлось промежуточным этапом его транспортировки.
В главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации установлена налоговая ставка 0% по НДС только в отношении таможенного режима экспорта. Правила статьи 164 Кодекса, в том числе связанные с налогообложением по налоговой ставке 0% товаров, вывозимых с территории Российской Федерации, распространяются на налогооблагаемые операции.
В силу пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров на территории Российской Федерации. Указанная территория считается местом реализации товаров в двух случаях: если товар находится на территории Российской Федерации и не отгружается и не транспортируется; и (или) товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации (статья 147 Кодекса).
В данном случае территория Российской Федерации не может быть признана местом реализации товара, так как в силу контрактов с иностранными лицами (продавцами и покупателем) приобретаемый товар изначально был предназначен покупателю за пределами территории Российской Федерации. При ввозе товара обществом изначально был заявлен режим реэкспорта, что свидетельствует о незавершенности транспортировки товара, обязательном последующем его вывозе, следовательно, вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации в указанном таможенном режиме нельзя признать началом этой транспортировки.
Фактически обществом ввезен и вывезен товар, реализованный иностранному лицу. Соответственно, осуществленные обществом операции по реализации товара, который транспортировался через таможенную территорию Российской Федерации, в силу положений главы 21 Кодекса не являются объектом обложения НДС.
Из материалов дела видно, что заявленные обществом к возмещению суммы налоговых вычетов представляют собой НДС, уплаченный российским поставщикам в связи с оказанием банковских услуг и транспортно-экспедиторским сопровождением товара при его поставке в адрес иностранного покупателя.
Согласно статье 171 НК РФ налогоплательщик вправе уменьшить исчисленную сумму налога на установленные указанной статьей налоговые вычеты, в том числе на суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации, в отношении товаров, (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Кодекса; и товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Системное толкование статей 172 и 176 НК РФ не допускает возможности использования данной налоговой льготы иначе как при наличии операций, являющихся объектом обложения НДС, и оснований для исчисления налога.
Поскольку осуществленные обществом операции по реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме реэкспорта, объектом обложения НДС не являются и положения о возмещении этого налога на них не распространяются, то по этим операциям не должна исчисляться сумма налога и, соответственно, не могла возникнуть разница, подлежащая возмещению из бюджета.
При таких обстоятельствах принятые судебные акты подлежат отмене в связи с неправильным применением норм материального права, а кассационная жалоба налогового органа — удовлетворению.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа


постановил:


решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.12.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2008 по делу N А56-46706/2007 отменить.
В удовлетворении заявленных требований обществу с ограниченной ответственностью «МегаАльянс» отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «МегаАльянс» в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Санкт-Петербургу 4 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.


Председательствующий
С.А.ЛОМАКИН

Судьи
Е.В.БОГЛАЧЕВА
О.Р.ЖУРАВЛЕВА

21.10.2008

НОВОСТИ
20.08.2009 11:32:14
Повышенные импортные пошлины на иномарки рекомендовано продлить до 1 июня 2010 года

Правительственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике, возглавляемая первым вице-премьером России Виктором Зубковым, рекомендовала продлить повышенные импортные пошлины на иномарки еще на девять месяцев — до 1 июня 2010 года, говорится в сообщении правительства по итогам заседания комиссии.

20.08.2009 11:29:02
В Москву прибывает литовская делегация для решения вопросов по запрету ввоза сыров

Сегодня в Москву прибывает литовская делегация. Цель — добиться разрешения вопросов, связанных с запретом въезда литовских грузовиков на территорию России и ограничений для сыроделов. С начала этой недели Россельхознадзор поставил барьер для продукции четырех литовских молокозаводов. Причина — нарушение норм регламента.

20.08.2009 11:24:16
Таможенные пошлины на импортную обувь могут резко вырасти

Министерство промышленности и торговли решило обуть страну в отечественный товар. Ведомство хочет резко повысить таможенные пошлины на импортную обувь.




СТАТЬИ
24.08.2010 09:33:08
Корректировка таможенной стоимости: судебный аспект
Последний мониторинг поступления доходов в федеральный бюджет показал, что 85,1% всех неналоговых поступлений в 2007 г. составляли таможенные платежи Более того, уже не только исследователями и экспертами, но и официально признается устойчивость тенденции доминирования таможенных пошлин и налогов в составе доходной части бюджета. Данная тенденция с учетом того, что налоговой базой для исчисления указанных категорий является таможенная стоимость товаров и (или) их количество, позволяет сделать вывод, что надлежащее определение таможенной стоимости является одним из ключевых факторов наполняемости бюджета.
23.08.2010 10:48:28
Привлечение к ответственности за недостоверное декларирование
Предприниматели, принимая участие в сфере внешнеэкономической деятельности, порой сталкиваются с проблемой правильного с точки зрения закона определения цифрового кода товара, перемещаемого через таможенную границу (или классификационного кода в соответствии с ТН ВЭД России). Данный цифровой код товара нужен при его декларировании и заполнении грузовой таможенной декларации, подача которой в соответствии со ст. 123 и 127 Таможенного кодекса РФ (далее — ТК РФ)  является обязанностью лица (декларанта, таможенного брокера), перемещающего товары или транспортные средства через таможенную границу, которое обязано подать таможенную декларацию и представить в таможенный орган необходимые документы и сведения.
23.08.2010 10:44:49
Контрабанда
Причинами роста контрабанды являются: неоправданно высокие ставки отдельных видов налогов и пошлин; низкий уровень налогового и таможенного контроля; коррумпированность правоохранительных и контролирующих органов; несоответствие уровня налоговых и таможенных ставок, а также экономической ситуации, низкий уровень благосостояния граждан, когда малообеспеченные люди, подгоняемые безысходностью, сознательно участвуют в нелегальном бизнесе.

Система управления сайтом Host CMS Яндекс цитирования