ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА от 03.07.2008 по делу N А05-10585/2007
Добавить в закладки   Телефон для контактов:   (495) 64-911-65   (495) 649-41-49   763-90-66 Реклама на сайте
Навигация

Реклама

Юридический Центр

ВОПРОС ОТВЕТ
26.09.2010 01:22:01
ввоз продукции
23.09.2010 15:27:13
Вывоз валюты
13.09.2010 20:17:36
развод
13.09.2010 15:47:26
возмещение НДС

Реклама
 
 
Инкотермс Справочник Вопрос ответ Контакты

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА от 03.07.2008 по делу N А05-10585/2007

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА Таможенные режимы

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 июля 2008 г. по делу N А05-10585/2007


Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Подвального И.О., судей Алешкевича О.А., Бухарцева С.Н., при участии от закрытого акционерного общества «Бункерная компания» Косова А.А. (доверенность от 14.02.2008), Лыпаря Р.П. (доверенность от 17.12.2007 N ЮР/2007), рассмотрев 30.06.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества «Бункерная компания» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 25.01.2008 по делу N А05-10585/2007 (судья Шадрина Е.Н.),


установил:


закрытое акционерное общество «Бункерная компания» (далее — общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением учетом изменения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее — АПК РФ) о признании незаконным бездействия Архангельской таможни (далее — таможня), выразившегося в непринятии решения о разрешении заявителю погрузки топлива на теплоходы «Inger», «Jupiter-1», «Kazakh», «Soyana», а также в непроставлении на поручениях на погрузку отметки «погрузка разрешена». Общество также просит суд обязать таможенный орган в десятидневный срок устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о разрешении погрузки топлива на указанные теплоходы и проставлении отметки «погрузка разрешена» на соответствующих поручениях.
Решением суда от 25.01.2008 обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение суда и удовлетворить заявление, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, поскольку общество до бункеровки судов являлось собственником реализуемого им топлива, оно вправе в силу статьи 126 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) выступать в качестве декларанта при заявлении таможенного режима перемещения припасов. Кроме того, заявитель в обоснование своей правовой позиции ссылается на письмо Северо-Западного таможенного управления от 21.01.2008 N 10/200/25-а-01-08/29к, в котором таможенный орган признал за обществом право выступать декларантом. Податель жалобы также ссылается на положения приказа Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 19.10.2001 N 1000 «О таможенном режиме перемещения припасов» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 12.11.2001 N 3020; далее — приказ ГТК РФ N 1000), недопустимость применения его отдельных положений (пункт 3), обоснованность применения других положений приказа (пункт 2). Общество указывает на законность двух этапов декларирования (неполное в виде заявки с последующей подачей стандартных документов перевозчика), в связи с чем приходит к выводу: ничто не препятствует перевозчику, в том числе иностранному, заявить приобретенное им топливо в стандартных документах перевозчика, тем самым «завершить» декларирование как полученных им, так и оставшихся на судне припасов.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы жалобы.
Представители таможни, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в сентябре 2007 года общество приступило к исполнению заключенных контрактов по бункеровке теплоходов «Inger», «Jupiter-1», «Kazakh», «Soyana». Покупателями топлива по данным контрактам являются компании, зарегистрированные за пределами Российской Федерации.
В связи с этим общество подало в таможню четыре таможенные декларации на перемещение припасов, каждая из которых подписана совместно заявителем и капитаном судна. По каждой из четырех поданных деклараций заявитель получил от таможни требования от 25.09.2007, в которых указывается на необходимость в срок до 27.09.2007 представить пояснения относительно того, кто выступает в качестве декларанта при перемещении нефтепродуктов под режим перемещения припасов, поскольку заявки (декларации), поданные в таможенный орган для рассмотрения, подписаны как заявителем, так и капитаном судна.
В ответ общество пояснило, что заявителем заключены внешнеэкономические контракты, в соответствии с которыми на указанные судна им поставляются нефтепродукты. Следовательно, декларантом является заявитель как лицо, заключившее и исполняющее внешнеэкономическую сделку. В обоснование своей позиции общество сослалось на статьи 16 и 126 ТК РФ.
Во избежание убытков общество произвело бункеровку иностранных судов (не дождавшись возврата деклараций с отметками таможни «погрузка разрешена»). Суда вышли в рейс, покинув территорию Российской Федерации. Декларации (заявки, поручения на погрузку) не возвращены заявителю отметками таможни «погрузка разрешена»).
Письмом от 03.10.2007 (исх. N 07-03-21/1016ф) начальник таможенного поста уведомил общество, что в данном случае оно выступает исключительно поставщиком нефтепродуктов и не имеет отношения к перемещению товара через таможенную границу Российской Федерации в рамках перемещения припасов, в том числе по причине отсутствия в собственности судов загранплавания. Применительно к указанным заявкам общество не может являться декларантом нефтепродуктов и не может подавать от своего имени таможенные декларации в соответствии с таможенным режимом перемещения припасов, так как не удовлетворяет требованиям статей 16 и 126 ТК РФ (лист дела 14).
Не согласившись с указанными действиями (бездействием) таможни, общество оспорило их в судебном порядке, указав, что они нарушают права и интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В дополнении к заявлению по данному делу от 25.01.2007 N ЮР/АРБ-6 (лист дела 70) общество признало, что не может являться декларантом таможенного режима «перемещение припасов» по основаниям, изложенным в отзыве таможни от 20.11.2007 N 07-18/9927 (листы дела 37 — 39). Однако считает (со ссылкой на пункт 4 статьи 362 ТК РФ), что у таможни не было оснований для отказа заявителю в выдаче разрешения на погрузку топлива на суда, находящиеся в зоне таможенного контроля. Следовательно, бездействие таможни, выражающееся в непринятии решения о разрешении погрузки топлива и непроставлении отметки «погрузка разрешена» на поручениях на погрузку, является незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции согласился с доводами таможни о том, что общество не может в данном случае выступать в качестве декларанта перемещаемых через границу припасов. При этом суд применил положения действующего таможенного законодательства (статей 11, 16, 126, 264 — 265 ТК РФ), главы 4 специального приложения J Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершена 18.05.1973 в Киото), приложения N 1 к Конвенции по облегчению международного морского судоходства от 09.04.1965, и исходил из понятий припасов и судовых припасов, а равно содержания таможенного режима перемещения припасов. Суд указал, что в спорном периоде нормативным актом, содержащим специальные правовые нормы, регламентирующие порядок оформления том числе декларирования) товаров, оформляемых в таможенном режиме «перемещение припасов», является приказ ГТК РФ N 1000. Вместе с тем суд учетом статуса заявителя, содержания внешнеэкономических сделок, особенностей их исполнения) установил в рамках спорных правоотношений право иностранного лица (перевозчика) выступать в качестве декларанта в силу части 2 статьи 126 ТК РФ и письма Федеральной таможенной службы (ФТС) от 31.08.2004 N 01-06/192.
Суд установил, что в данном случае общество занимается обеспечением чужих судов топливом и не имеет отношения к перемещению данной категории товара через таможенную границу Российской Федерации. Заявитель лишь осуществляет погрузку топлива на иностранные суда на таможенной территории Российской Федерации, топливо переходит в собственность иностранного судовладельца на российской таможенной территории, после чего представитель иностранного судовладельца (капитан судна) может распоряжаться топливом. Таким образом, при вывозе товаров только перевозчик (иностранный судовладелец) может выступать декларантом, а общество не обладает какими-либо полномочиями по распоряжению данным топливом на таможенной территории Российской Федерации, в том числе на помещение его под таможенный режим перемещения припасов.
Доводы жалобы направлены на проверку правильности применения норм материального права. Установленные судом фактические обстоятельства дела не оспариваются заявителем.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, кассационная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения. Выводы суда первой инстанции отвечают систематическому толкованию норм материального права, а равно нормам процессуального права.
В силу пункта 1 статьи 11 ТК РФ товары, находящиеся под таможенным контролем, — иностранные товары, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, до их выпуска для свободного обращения, фактического пересечения ими таможенной границы при вывозе или до их уничтожения, а также российские товары при их вывозе с таможенной территории Российской Федерации до фактического пересечения таможенной границы (подпункт 4); транспортные средства — любые морское (речное) судно (включая самоходные и несамоходные лихтеры и баржи, а также судно на подводных крыльях), судно на воздушной подушке, воздушное судно, автотранспортное средство (включая прицепы, полуприцепы и комбинированные транспортные средства) или единица железнодорожного подвижного состава, которые используются в международных перевозках для платной перевозки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров, а также их штатные запасные части, принадлежности и оборудование, содержащиеся в их штатных баках горюче-смазочные материалы и топливо, если они перевозятся вместе с транспортными средствами (подпункт 5); вывоз товаров и (или) транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации — подача таможенной декларации или совершение указанных в абзаце втором подпункта 9 действий, непосредственно направленных на вывоз товаров и (или) транспортных средств, а также все последующие предусмотренные Таможенным кодексом Российской Федерации действия с товарами и (или) транспортными средствами до фактического пересечения ими таможенной границы (подпункт 9); декларант — лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары (подпункт 15); перевозчик — лицо, осуществляющее перевозку товаров через таможенную границу и (или) перевозку товаров под таможенным контролем в пределах таможенной территории Российской Федерации или являющееся ответственным за использование транспортных средств (подпункт 16).
Согласно статье 16 ТК РФ обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров, если иное не установлено Таможенным кодексом Российской Федерации, несут: 1) если перемещение товаров через таможенную границу осуществляется в соответствии с внешнеэкономической сделкой, заключенной российским лицом, — российское лицо, которое заключило такую внешнеэкономическую сделку или от имени либо по поручению которого эта сделка заключена; 2) если перемещение товаров через таможенную границу осуществляется без заключения внешнеэкономической сделки российским лицом: лицо, имеющее право владения и (или) право пользования товарами на таможенной территории Российской Федерации; иные лица, выступающие в качестве, достаточном в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и (или) с Таможенным кодексом Российской Федерации для совершения юридически значимых действий от собственного имени с товарами, находящимися под таможенным контролем.
В качестве декларанта имеют право выступать лица, указанные в статье 16 ТК РФ, а также любые иные лица, правомочные в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации распоряжаться товарами на таможенной территории Российской Федерации, при соблюдении условия, предусмотренного пунктом 2 статьи 126 ТК РФ (пункт 1 статьи 126 ТК РФ).
Декларантом может быть только российское лицо, за исключением случаев перемещения товаров через таможенную границу: физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; иностранными лицами, пользующимися таможенными льготами в соответствии с главой 25 ТК РФ; иностранными организациями, имеющими представительства, зарегистрированные (аккредитованные) на территории Российской Федерации в установленном порядке, при заявлении таможенных режимов временного ввоза, реэкспорта, транзита, а также таможенного режима выпуска для внутреннего потребления товаров, ввозимых для собственных нужд таких представительств; иностранными перевозчиками при заявлении таможенного режима транзита; иных случаев, когда иностранное лицо имеет право распоряжаться товарами на таможенной территории Российской Федерации не в рамках внешнеэкономической сделки, одной из сторон которой выступает российское лицо (пункт 2 статьи 126 ТК РФ).
Действующий Таможенный кодекс Российской Федерации в отличие от прежнего наделяет правомочиями по участию в таможенных правоотношениях иностранных лиц. Следует обратить внимание на то, что иностранное лицо может самостоятельно участвовать в таможенных операциях, если перемещение товаров осуществляется без заключения сделки российским лицом (подпункт 2 статьи 16 ТК РФ). Случаи, когда иностранное лицо может выступить в качестве декларанта, перечислены в пункте 2 статьи 126 ТК РФ. Так, в качестве лица, указанного во втором абзаце подпункта 2 статьи 16 ТК РФ, может выступать иностранное лицо, которое вывозит товары, помещаемые перевозчиком под таможенный режим перемещения припасов (письмо ФТС от 31.08.2004 N 01-06/192).
В соответствии со стандартным правилом 3.7 Генерального приложения к Киотской конвенции декларантом должно признаваться любое лицо, обладающее правом распоряжаться товаром. При этом в разъяснении Всемирной таможенной организации отмечено, что указанное стандартное правило не должно пониматься как относящееся исключительно к собственнику товара, но толковаться в широком смысле и пониматься настолько широко, насколько это допускает национальное законодательство, с тем чтобы в качестве декларанта могли выступать также третьи лица, действующие от имени собственников, включая получателей, перевозчиков, агентов и таможенных брокеров.
Вместе с тем согласно положениям статьи 279 ТК РФ таможенное оформление транспортных средств, запасных частей и оборудования производится в упрощенном порядке в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или месте убытия с этой территории (пункт 1). При таможенном оформлении транспортных средств таможенный орган принимает в качестве соответственно въездной или выездной декларации стандартные документы перевозчика, предусмотренные международными договорами Российской Федерации в области транспорта, если в них содержатся сведения о транспортном средстве, его маршруте, грузе, припасах, об экипаже и о пассажирах, сведения о цели ввоза (вывоза) транспортного средства и (или) наименовании запасных частей, оборудования, которые перемещаются для ремонта или эксплуатации транспортного средства (пункт 2).
Приведенные нормативные положения и их толкование позволяют признать, что в данном случае при вывозе товаров как составляющей транспортного средства соответствующие внешнеэкономические сделки исполнены на территории Российской Федерации в той мере, которая позволяет иностранным судовладельцам распоряжаться товарами, перемещать товары (припасы) через таможенную границу Российской Федерации как собственные. То есть соответствующее перемещение товаров не сопряжено с исполнением внешнеэкономической сделки (осуществляется не во исполнение такой сделки).
При рассмотрении данного спора следует также учитывать, что согласно письму Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 30.12.2003 N 01-06/50932 «О применении нормативных правовых актов в таможенном деле с 1 января 2004 г.» нормативные и иные правовые акты ГТК России, включая межведомственные правовые акты, изданные до введения в действие Кодекса том числе приказ ГТК РФ N 1000), применяются в части, не противоречащей Таможенному кодексу Российской Федерации, до принятия новых нормативных правовых актов в соответствии с этим Кодексом или отмены.
Перемещение же товаров через границы зоны таможенного контроля либо в ее пределах не предполагает особой формы разрешения таможенного органа в виде соответствующих отметок о погрузке на заявках либо поручениях (пункт 4 статьи 362 ТК РФ).
В то же время заявитель не представил доказательств и не выдвигал доводов, свидетельствующих о создании таможней необоснованных препятствий при фактической бункеровке судов (запрет на бункеровку). Оспариваемое бездействие таможни также не сопряжено с отказом таможенного органа в подтверждении фактического вывоза (экспорта) товаров. Уточненное заявление общества (по предмету и основанию), а равно иные материалы дела не позволяют считать поведение таможенного органа нарушающим права и законные интересы заявителя в экономической сфере и, как следствие, заявленные требования — подлежащими удовлетворению (статья 198, часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа


постановил:


решение Арбитражного суда Архангельской области от 25.01.2008 по делу N А05-10585/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества «Бункерная компания» — без удовлетворения.


Председательствующий
И.О.ПОДВАЛЬНЫЙ

Судьи
О.А.АЛЕШКЕВИЧ
С.Н.БУХАРЦЕВ

21.10.2008

НОВОСТИ
20.08.2009 11:32:14
Повышенные импортные пошлины на иномарки рекомендовано продлить до 1 июня 2010 года

Правительственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике, возглавляемая первым вице-премьером России Виктором Зубковым, рекомендовала продлить повышенные импортные пошлины на иномарки еще на девять месяцев — до 1 июня 2010 года, говорится в сообщении правительства по итогам заседания комиссии.

20.08.2009 11:29:02
В Москву прибывает литовская делегация для решения вопросов по запрету ввоза сыров

Сегодня в Москву прибывает литовская делегация. Цель — добиться разрешения вопросов, связанных с запретом въезда литовских грузовиков на территорию России и ограничений для сыроделов. С начала этой недели Россельхознадзор поставил барьер для продукции четырех литовских молокозаводов. Причина — нарушение норм регламента.

20.08.2009 11:24:16
Таможенные пошлины на импортную обувь могут резко вырасти

Министерство промышленности и торговли решило обуть страну в отечественный товар. Ведомство хочет резко повысить таможенные пошлины на импортную обувь.




СТАТЬИ
24.08.2010 09:33:08
Корректировка таможенной стоимости: судебный аспект
Последний мониторинг поступления доходов в федеральный бюджет показал, что 85,1% всех неналоговых поступлений в 2007 г. составляли таможенные платежи Более того, уже не только исследователями и экспертами, но и официально признается устойчивость тенденции доминирования таможенных пошлин и налогов в составе доходной части бюджета. Данная тенденция с учетом того, что налоговой базой для исчисления указанных категорий является таможенная стоимость товаров и (или) их количество, позволяет сделать вывод, что надлежащее определение таможенной стоимости является одним из ключевых факторов наполняемости бюджета.
23.08.2010 10:48:28
Привлечение к ответственности за недостоверное декларирование
Предприниматели, принимая участие в сфере внешнеэкономической деятельности, порой сталкиваются с проблемой правильного с точки зрения закона определения цифрового кода товара, перемещаемого через таможенную границу (или классификационного кода в соответствии с ТН ВЭД России). Данный цифровой код товара нужен при его декларировании и заполнении грузовой таможенной декларации, подача которой в соответствии со ст. 123 и 127 Таможенного кодекса РФ (далее — ТК РФ)  является обязанностью лица (декларанта, таможенного брокера), перемещающего товары или транспортные средства через таможенную границу, которое обязано подать таможенную декларацию и представить в таможенный орган необходимые документы и сведения.
23.08.2010 10:44:49
Контрабанда
Причинами роста контрабанды являются: неоправданно высокие ставки отдельных видов налогов и пошлин; низкий уровень налогового и таможенного контроля; коррумпированность правоохранительных и контролирующих органов; несоответствие уровня налоговых и таможенных ставок, а также экономической ситуации, низкий уровень благосостояния граждан, когда малообеспеченные люди, подгоняемые безысходностью, сознательно участвуют в нелегальном бизнесе.

Система управления сайтом Host CMS Яндекс цитирования