Таможенный кодекс: время перемен
Добавить в закладки   Телефон для контактов:   (495) 64-911-65   (495) 649-41-49   763-90-66 Реклама на сайте
Навигация

Реклама

Юридический Центр

ВОПРОС ОТВЕТ
26.09.2010 01:22:01
ввоз продукции
23.09.2010 15:27:13
Вывоз валюты
13.09.2010 20:17:36
развод
13.09.2010 15:47:26
возмещение НДС

Реклама
 
 
Инкотермс Справочник Вопрос ответ Контакты

Таможенный кодекс: время перемен

НОВОСТИ Новости законодательства

Федеральный закон от 24.07.2009 № 207-ФЗ «О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации» существенно изменил и дополнил основной таможенный закон. В этом номере газеты мы начинаем обзор изменений в таможенное законодательство, вступающих в силу 1 октября 2009 г.

Выпуск товаров без документов

Таможенный кодекс РФ позволяет выпускать товары без представления разрешительных документов, подтверждающих со­блюдение нетарифных и иных ограничений, установленных законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (сертификаты, лицензии и т.д.).

Между тем действующая редакция подп. 2 п. 1 ст. 149 Таможенного кодекса РФ позволяет трактовать норму таким образом, что любые разрешительные документы могут быть представлены после выпуска товаров по желанию декларанта. Это вызывало постоянные споры при таможенном оформлении.

Таможня посчитала это недопустимым и создающим угрозу злоупотребления правом со стороны недобросовестных участников ВЭД и инициировала внесение поправок, согласно которым выпуск без необходимых документов может осуществляться только с разрешения таможенного органа по мотивированному заявлению декларанта в письменной форме.

Частично с мнением таможни согласиться можно. Ведь нетарифные ограничения устанавливаются в целях охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, иных охраняемых законом интересов РФ. Кроме того, лицензия может являться документом, подтверждающим наличие у декларанта тарифной квоты, что непосредственно влияет на размер подлежащих уплате таможенных платежей.

Увы, метод исправления ситуации выбран традиционный: разрешительная процедура на основе субъективной оценки (ведь никаких критериев такой оценки не установлено) таможней конкретных условий перемещения товаров и добросовестности участника ВЭД.

Хотя можно было пойти другим путем. Например, законодательно закрепить перечень условий, составляющих исключение из общей обязанности представлять лицензии и сертификаты в процессе оформления товаров и позволяющих представлять их уже после выпуска товаров. В итоге возможности злоупотребления правом участниками ВЭД противопоставлена возможность злоупотребления правом со стороны таможенников.

Платежи таможенного брокера

Действующая редакция Таможенного кодекса РФ изначально пре­ду­сматривала обязанность таможенного брокера по уплате таможенных платежей и ответственность за их неуплату. Но одновременно те же обязанность и ответственность лежали на декларанте. Причем Таможенный кодекс РФ не определял очередность привлечения к ответственности. В результате таможенники предъявляли претензии лицу, перемещающему товары, а в ответ слышали возражения, что товар оформлял таможенный брокер, следовательно, он и должен нести ответственность.

Вопрос урегулирован в новой редакции ст. 144 и п. 1 ст. 320 Таможенного кодекса РФ. Так, если декларирование производит таможенный брокер, он несет солидарную ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов с декларантом. Это означает, что согласно ст. 323 ГК РФ таможня вправе требовать уплаты таможенных платежей как от декларанта и таможенного брокера совместно, так и от любого из них в отдельности, причем как полностью, так и частично.

Неполная уплата — в зоне ответственности

Интересный пробел содержится в действу­ющей редакции Таможенного кодекса РФ в части определения лиц, ответственных за уплату таможенных платежей.

Нарушение порядка уплаты таможенных платежей в п. 3 ст. 320 Таможенного кодекса РФ проявляется только в виде:

  • неуплаты;
  • неправильного исчисления пла­тежей;
  • несвоевременной уплаты.

Иными словами, такой состав, как «неполная уплата» таможенных платежей, в данной норме не значится. Фактически это означает, что лицо, ответственное за уплату таможенных платежей при их неполной уплате, законодательно не определено. На это часто указывали участники ВЭД, пытаясь уйти от ответственности. Теперь ситуацию исправили. Уплата таможенных платежей в неполном размере будет прямо поименована в данной норме. Кстати, в этом же пункте сейчас присутствует странная фраза: «Ответственность перед таможенными органами несет лицо, ответственное за уплату таможенных пошлин, налогов». То есть ответственность устанавливается через… ответственность. С 1 октября 2009 г. несуразность устранят: ответственными станут признавать лиц, на которых возложена обязанность по уплате таможенных пошлин и налогов.

Неналоговая база

В действующей редакции ст. 322 Таможенного кодекса РФ говорится, что налоговой базой для исчисления таможенных пошлин и налогов являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество. Однако это противоречит Налоговому кодексу РФ, по­скольку при исчислении акциза в налоговую базу включается также сумма пошлины, а при исчислении НДС — таможенная пошлина и акциз. Многочисленные судебные обжалования данного положения потребовали поправок. От термина «налоговая база» отказались вовсе. В Таможенном кодексе РФ будет упоминаться только «база» для исчисления и только в отношении таможенных пошлин.

Таможня три года ждет

Любой участник ВЭД, внесший авансовые платежи, согласно п. 4 ст. 330 Таможенного кодекса РФ имеет право потребовать от таможни отчет о расходовании авансовых денежных средств. Пока период, за который можно запросить подобный отчет, ничем не ограничен. С 1 октября 2009 г. таможня будет представлять отчет не более чем за три года, предшествовавших требованию участника ВЭД. В чем смысл?

Спор продолжался долго. Дело в том, что срок возврата авансовых платежей в п. 5 ст. 330 Таможенного кодекса РФ ограничен тремя годами с момента последнего распоряжения такими средствами участником ВЭД. Но таможенники субъективно трактовали данную норму и по истечении трех лет отказывали не только в возврате, но и в зачете авансовых платежей в счет иных товаров, ввозимых участником ВЭД.

Судебная практика методично признавала подобные действия незаконными, и таможня с этим мирилась. Ведь получалось, что срок нахождения авансового платежа на счету Федерального казначейства (ранее — на счету таможенного округа) ничем не ограничен.

Решено «стимулировать» участников ВЭД распоряжаться авансом в течение трех лет.

Итак, не забывайте регулярно (лучше — ежегодно) требовать у таможни отчет о расходовании авансовых платежей. Узнать, сколько и как списывалось из аванса три года назад, будет уже невозможно.

Аналогичный срок — не более чем за три календарных года, предшествовавших требованию, установлен в п. 5 ст. 331 Таможенного кодекса РФ и для подтверждений уплаты таможенных пошлин и налогов, выдаваемых таможней по требованию участников ВЭД.

Прекращение обязанности по уплате пошлин

Действующая редакция п. 3 ст. 319 Таможенного кодекса РФ для определения оснований прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов при импорте товаров отсылает к Налоговому кодексу РФ. Теперь такие обстоятельства закрепили непосредственно в Таможенном кодексе РФ. Подобная обязанность прекращается:

  • с уплатой в полном объеме сумм таможенных пошлин, налогов;
  • о смертью физического лица — плательщика таможенных пошлин, налогов или с объявлением его умершим в порядке, установленном законодательством РФ;
  • с ликвидацией организации — плательщика таможенных пошлин, налогов. Сравним данные основания с предусмотренными в НК РФ.

Например, такое обстоятельство, как смерть физического лица. Задолженность по имущественным налогам умершего лица либо лица, признанного умершим, погашается наследниками в пределах стоимости наследственного имущества (п. 2 ст. 44 НК РФ). Но согласно поправкам в Таможенный кодекс РФ самого факта смерти уже достаточно для полного прекращения обязанности по уплате таможенных платежей: наследники за такую задолженность не отвечают.

Аналогичная ситуация с ликвидацией организации-плательщика. В соответствии с п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с ликвидацией организации-налогоплательщика только после проведения всех расчетов с бюджетной системой РФ. А согласно поправкам в Таможенный кодекс РФ самого факта ликвидации организации достаточно для прекращения ее обязанностей по уплате таможенных пошлин и налогов. Эти правовые противоречия могли быть использованы недобросовестными участниками ВЭД для инициирования «фиктивной ликвидации».

Исходя из дополнений в ст. 319 Таможенного кодекса РФ смерть гражданина и ликвидация организации не влекут прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов для тех, кто за их уплату отвечает солидларно с указанными лицами. Вся ответственность ложится на таможенных брокеров. Но товар можно оформлять и без них.

Обязанность по уплате таможенных платежей не прекращается для лиц, участвовавших в незаконном перемещении товаров, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения. Такое же правило действует и в отношении лиц, приобретших в собственность незаконно ввезенные товары и транспортные средства, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза.

Обеспечение уплаты: третий лишний

Действующая редакция п. 4 ст. 337 Таможенного кодекса РФ предусматривает, что обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов наряду с лицом, ответственным за их уплату, может вносить любое иное лицо в пользу лица, ответственного за уплату таможенных пошлин, налогов. Это удобно, поскольку нередко по условиям внешнеторговых договоров расходы по уплате таможенных платежей ложатся на иностранного контрагента. Декларантом же может выступать только российская сторона договора. А иностранный контрагент вправе внести обеспечение уплаты в пользу своего российского партнера.

После вступления в силу поправок, внесенных в Таможенный кодекс РФ, обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов будет осуществлять только лицо, ответственное за их уплату.

Напомним, что Федеральным законом от 09.04.2009 № 58-ФЗ в ст. 328 Таможенного кодекса РФ внесены изменения, согласно которым плательщиками таможенных пошлин и налогов могут выступать только декларанты и иные лица, на которых возложена обязанность по внесению названных платежей (ранее их могли уплачивать любые иные лица в пользу декларанта).

Таким образом, инициировав подобные изменения в порядок внесения обеспечения, таможня полностью перекрыла возможность уплаты таможенных платежей третьими лицами.

Генеральное обеспечение: от обязанности к праву

Согласно п. 3 ст. 337 Таможенного кодекса РФ, если одно и то же лицо совершает несколько таможенных операций в определенный срок, таможня принимает обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов для совершения всех этих операций (так называемое генеральное обеспечение).

Сейчас это обязанность таможенных органов, которая с 1 октября 2009 г. станет их правом. Такой подход к генеральному обеспечению не ясен в свете другого изменения.

Федеральная система таможенных органов едина. Но в отношения, связанные с обеспечением уплаты таможенных платежей, каждый таможенный орган вступает как самостоятельное юридическое лицо: конкретный таможенный орган должен быть указан в качестве бенефициара, иначе обеспечение уплаты не принимается.

Теперь согласно изменениям в п. 3 ст. 377 Таможенного кодекса РФ таможенные органы будут иметь право выступать в качестве единого кредитора.

Это означает, что с 1 октября 2009 г. тот таможенный орган, который выявил нарушение исполнения обязательства лица, влекущее обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, исполнение которой обеспечивается залогом товаров и иного имущества, банковской гарантией, поручительством, вправе выступить в качестве кредитора (бенефициара) с полным объемом соответствующих прав даже в том случае, когда в договоре в качестве кредитора (бенефициара) указан другой таможенный орган.

Двойные сборы обоснованы в законе

Внесены поправки в п. 1 ст. 124 Таможенного кодекса, в котором определены способы декларирования перемещаемых товаров. Сравните формулировки (см. таблицу).

На первый взгляд изменение незначительное. На самом деле это не так.

Таможня при оформлении товаров, в отношении которых применяется периодическое временное декларирование, таможенные сборы за оформление взимает дважды: при подаче временной таможенной декларации и полной таможенной декларации.

Суды последовательно и настойчиво признавали такие действия таможенников незаконными.

Сначала таможне указывали на то, что в постановлении Правительства РФ от 28.12.2004 № 863 «О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров» прямо не преду­смотрена возможность двойного взимания таможенных сборов и подобная практика является недопустимым толкованием норм таможенниками (см. решение Верховного Суда РФ от 24.05.2006 № ГКПИ06-495). Это вынудило ФТС России внести в марте текущего года необходимые изменения в названное постановление. Тем не менее и новая норма без соответствующего изменения Таможенного кодекса РФ была незаконной.

Кроме того, Президиум ВАС РФ еще в постановлении от 08.07.2008 № 4574/08 пришел к выводу, что представление временной и полной таможенных деклараций в совокупности с другими необходимыми таможенными операциями составляет таможенное оформление товара как единую таможенную процедуру. Поэтому уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.

Теперь же подача неполной, периодической, временной и полной деклараций отнесена к способам декларирования, то есть в данной поправке каждому из названных действий придан статус обособленного и законченного, что позволит при их совершении взимать сборы за таможенное оформление.

Изменения внесены и в ст. 357.7 Таможенного кодекса РФ, в соответствии с новой редакцией которой таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются при декларировании товаров, в том числе при подаче в таможенный орган неполной, периодической, временной и полной таможенной деклараций.

Справка

Если в отношении вывозимого товара не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли (например, экспорт газа, нефти, электричества и пр.) согласно ст. 138 Таможенного кодекса РФ экспортер может сначала подать временную таможенную декларацию. Полная декларация на товары, вывезенные в определенный период, подается уже после их экспорта.

Страхование как вид обеспечения отменено

Сейчас помимо традиционных способов обеспечения уплаты таможенных платежей Таможенный кодекс РФ позволяет использовать договор страхования (п. 3 ст. 340, ст. 347). Законодательная легализация договора страхования в качестве обеспечения исполнения обязательств вызывала споры, поскольку страховое обязательство всегда сохраняет самостоятельное значение, являясь независимым гражданскоправовым обязательством.

Кроме того, эта норма была фактически «мертворожденной». Дело в том, что согласно действующей редакции Таможенного кодекса РФ случаи обеспечения уплаты таможенных платежей договором страхования должны быть установлены Минфином России совместно с ФТС России. Но до сих пор они не были установлены. Теперь же в этом просто отпала необходимость.

Статья 124. Декларирование товаров

 

старая редакция

 

новая редакция

 

1. Декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным настоящим Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдент­ной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей

 

1. Декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации том числе в неполной таможенной декларации, периодической таможенной декларации, временной таможенной декларации, полной таможенной декларации) или иным способом, предусмотренным настоящим Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей

 

«Экономика и жизнь»

18.08.2009

НОВОСТИ
20.08.2009 11:32:14
Повышенные импортные пошлины на иномарки рекомендовано продлить до 1 июня 2010 года

Правительственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике, возглавляемая первым вице-премьером России Виктором Зубковым, рекомендовала продлить повышенные импортные пошлины на иномарки еще на девять месяцев — до 1 июня 2010 года, говорится в сообщении правительства по итогам заседания комиссии.

20.08.2009 11:29:02
В Москву прибывает литовская делегация для решения вопросов по запрету ввоза сыров

Сегодня в Москву прибывает литовская делегация. Цель — добиться разрешения вопросов, связанных с запретом въезда литовских грузовиков на территорию России и ограничений для сыроделов. С начала этой недели Россельхознадзор поставил барьер для продукции четырех литовских молокозаводов. Причина — нарушение норм регламента.

20.08.2009 11:24:16
Таможенные пошлины на импортную обувь могут резко вырасти

Министерство промышленности и торговли решило обуть страну в отечественный товар. Ведомство хочет резко повысить таможенные пошлины на импортную обувь.




СТАТЬИ
24.08.2010 09:33:08
Корректировка таможенной стоимости: судебный аспект
Последний мониторинг поступления доходов в федеральный бюджет показал, что 85,1% всех неналоговых поступлений в 2007 г. составляли таможенные платежи Более того, уже не только исследователями и экспертами, но и официально признается устойчивость тенденции доминирования таможенных пошлин и налогов в составе доходной части бюджета. Данная тенденция с учетом того, что налоговой базой для исчисления указанных категорий является таможенная стоимость товаров и (или) их количество, позволяет сделать вывод, что надлежащее определение таможенной стоимости является одним из ключевых факторов наполняемости бюджета.
23.08.2010 10:48:28
Привлечение к ответственности за недостоверное декларирование
Предприниматели, принимая участие в сфере внешнеэкономической деятельности, порой сталкиваются с проблемой правильного с точки зрения закона определения цифрового кода товара, перемещаемого через таможенную границу (или классификационного кода в соответствии с ТН ВЭД России). Данный цифровой код товара нужен при его декларировании и заполнении грузовой таможенной декларации, подача которой в соответствии со ст. 123 и 127 Таможенного кодекса РФ (далее — ТК РФ)  является обязанностью лица (декларанта, таможенного брокера), перемещающего товары или транспортные средства через таможенную границу, которое обязано подать таможенную декларацию и представить в таможенный орган необходимые документы и сведения.
23.08.2010 10:44:49
Контрабанда
Причинами роста контрабанды являются: неоправданно высокие ставки отдельных видов налогов и пошлин; низкий уровень налогового и таможенного контроля; коррумпированность правоохранительных и контролирующих органов; несоответствие уровня налоговых и таможенных ставок, а также экономической ситуации, низкий уровень благосостояния граждан, когда малообеспеченные люди, подгоняемые безысходностью, сознательно участвуют в нелегальном бизнесе.

Система управления сайтом Host CMS Яндекс цитирования